История

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

                 Населённый пункт возник в середине 16 века. О происхождении с. Дивеево существует несколько версий. Историк Л.М. Каптерев в книге «Нижегородское Поволжье 10-16 веков» полагает, что географический термин «Дивеево» происходит от древне-русского мифического «Дива», о котором упоминается в «Слове о полку Игореве».
            Местный историк-краевед Николай Артёмов связывает название села с мордовским именем – Дивей. При этом Н.В. Артёмов ссылается на то, что от мордовских имён получили, или взяли названия многие населённые пункты Нижегородского Поволжья / в прошлом Мордовского поволжья/.
Предположение Н.В. Артёмова наиболее вероятно и близко к истине. Только имя «Дивей» не мордовское , а татарское.
         

      Татарский мурза Дивей в составе касимовского войска, предводительствуемого Як-Сеить-Черевсеевым, вместе с русскими полками Ивана Грозного принимал участие в третьем походе на Казанское ханство /лето 1552г./. После разгрома Казани русский царь щедро одарил своих союзников - касимовских татар.

           Мурзе Дивею Иван Грозный пожаловал княжеский титул и земли в Кадомском уезде по речке Вичкинзе. Здесь видимо имелось небольшое русское поселение. Невдалеке жили мордва из племени Вичкинза, по имени которого называлась речушка.
        Вновь приобретённое поместье татарского мурзы лежало в кольце дремучих лесов. Земли, пригодные для земледелия, лежали только в пойме реки. Можно было распахивать небольшие поляны в лесу.

             Студёная и полноводная Вичкинза на всём своём протяжении изобиловала подземными ключами, в ней водилось много рыбы, лес кишел дичью. Земли по речке Вичкинзе, отошедшие к татарскому мурзе, стали называться –«Дивеевыми», а поселение – Дивеевом.
       

      Около середины 17 века Дивеево оказывается в руках графини С.А. Толстой. Предприимчивая помещица в пяти своих селениях Яковлевке, Князь-Иванове (Маёвке), Елизарьеве и Селёве открывает суконную фабрику. По свидетельству старожилов фабрика в Дивееве размещалась в здании, что впоследствии было передано под школу, а позднее под детский сад /ул.Труда/. Детский сад в нем размещается и поныне.
         

         Популярность села стала возрастать с основанием Саровского монастыря /1706г./. Особую же известность Дивеево преобретает после обращения Дивеевской женской общины в монастырь /1861г./. Однако и к моменту отмены крепостного права населённый пункт оставался не большим. В нём насчитывалось 31 крестьянское хозяйство. Население 274 человека.
В 1775г. В Дивееве строится казанская каменная церковь. Но статус села Дивеево получило на много раньше, так как каменная церковь была выстроена на месте деревянной.
Позднее, в 1829 г., к казанской церкви пристраивается рождественская с двумя престолами - никольским и стефаноским. Казанская церковь оставалась сельской приходской, а рождественская отошла к монастырю.

         Основание монастыря повлекло за собой паломничество в Дивеево. Частными гостями в нем были люди, имеющие солидное состояние. Все это вместе взятое способствует развитию в селе частного предпринимательства.

          Это был период процветания монастыря, но уже надвигались темные тучи грядущих несчастий. В октябре 1917 года произошла Октябрьская революция, которая круто изменила устоявшийся порядок как в России, так и в жизни Серафимо-Дивеевского монастыря. Советская власть была агрессивно атеистической и поэтому начала борьбу по искоренению православия по всей стране. «Принимая во внимание развивающееся притяжение к монастырям всевозможных темных элементов под видом странников и учитывая острую нуждаемость в зданиях для культурных общественных учреждений, школ, изб-читален... монастыри Дивеевский и Понетаевский закрыть». Это выписка из постановления Губисполкома от 10 июня 1927 года.
         21 сентября 1927 года официально объявили о закрытии Дивеевской обители, а к 28 сентября все должны были покинуть монастырь. Возникшая монашеская промысловая кооперативная артель была также закрыта, богослужение запрещено. Строения монастыря передали под государственные учреждения и жилье. Девять иконостасов и 927 икон были уничтожены. Из всех имеющихся строений монастыря осталось только 27, остальные разрушили.

           Возрождение обители началось в 1988 году, когда в Дивееве была зарегистрирована религиозная община. Дивеевский исполком выделил дом рядом с Казанским источником. На крыше этого дома сделали луковицу с крестом, и простая изба стала храмом.
22 апреля 1989 года храм был освящен в честь иконы Казанской Божией Матери. В 1990 году церковной общине отдали монастырский Троицкий собор. 31 марта 1990 года состоялось освящение главного Дивеевского собора в честь Пресвятой Троицы. А уже 1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского, были освящены два боковых придела собора один в честь преподобного старца Серафима, а другой - в честь иконы «Умиление».

         В конце 1990 года произошло чудо - были обнаружены мощи преподобного Серафима Саровского. Долгое время они лежали в Музее истории атеизма и религии в Санкт-Петербурге. Открытие мощей стало значительным событием для всей православной России.
21 июля 1991 года Святейший Синод объявил о восстановлении Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. А уже 29 июля в торжественной обстановке, с остановками в больших городах, рака с мощами преподобного старца Серафима Саровского была доставлена в Дивеево и установлена в Троицком соборе.

 

 

svyatotroitskiy serafimodiveevskiy monastir 22813

Деревни и села поселения

c. БОЛЬШОЕ - ЧЕРЕВАТОВО

       Село Большое – Череватово возникло на месте или по соседству с поселением мордвы из рода Череваты. Отсюда и название села – Череватово.
Лежит оно на правом крутом берегу верховий реки Вкчкинзы. Взгорье изрезано оврагами и суходолами.
       Нынешняя церковь в селе была построена в 1851г. в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Трёхпрестольная. Со строительством церкви село получило второе название- село Покровское.
В связи с отделение Малого Череватова село стало называться – Старым Череватовом, потом Большим.
       На мордовское происхождение села указывают в частности некоторые фамилии нынешних череватовцев, такие как : Мордовины, Сенютины, Карлышкины, Ятунины.
Череватово было многолюдным и играло в округе экономическую роль. Крестьяне и земли села значились за царской фамилией, то есть были удельными. Барщины череватовцы не знали, и платили с земли оброчную дань и выполняли другие государственные повинности.
       В 1855г. в селе открывается базар. Характерно, что базарная площадь сразу же начала застраиваться торговыми строениями.
     В документах Десятой ревизии или подушной переписи, состоявшейся в 1859г., в селе насчитывалось 200 крестьянских хозяйств, население- 1297человек.
         Раскрепощало череватовцев удельное ведомство, крестьяне получили свободу в 1863г. Земля была передана сельскому обществу, которое и осуществляло подушный надел.
           В 1874г. в селе строится вторая однопристольная церковь- кладбищенская- во имя Всех Святых.
Положение села, открытие в нем базара способствовали возрождению частной торговли. Село продолжало расти, 12 мая 1910г., волостной старшина доносил в Ардатовскую земскую управу, что в Череватове насчитывается 350 крестьянских хозяйств, население – 1563 человека.
4 февраля 1918г. в Б.- Череватове устанавливается Советская власть. В сентябре 1924г. в селе создаётся сельское – потребительское общество. 
     В годы Великой Отечественной войны из Большого – Череватова ушли на фронт более 450 человек, погибло в боях 223 человека. Многие фронтовики, оставшиеся в живых за ратный подвиг удостоены высоких наград. Так же в годы войны в Череватове находился детский дом, в котором воспитывались дети из Ленинграда.

P/S : На фотографиях два уроженца Череватова - Николай Ильич Шалашков и Иван Степанович Ежков, которые за ратный подвиг удостоены высокого звания "Героя Советского Союза", оба погибли в боях.
 

д. МАЛОЕ - ЧЕРЕВАТОВО

      Земли во круг деревни Малое Череватово значились за помещиками Поликарповыми. Им же до отмены крепостного права принадлежали и крестьяне крепостные.
       Поликарповы владели значительными угодьями, причем во многих местах. После отмены крепостного права, после передачи части земли крестьянам, к 1889 году, за Поликарповыми при населённых пунктах – Владимировке, Спасовке, Тоторшеве, Обходе, Малом Череватове оставалось 5409,5 десятин земельных угодий.
    Последними владельцами мало - череватовских земель из рода Поликарповых к 1913 году были : Александр и Николай Евгеньевичи, Наталья Васильевна и её дети.
      Малочереватовцы жили так же, как и крестьяне Большого Череватова, занимались теми же отхожими промыслами.
     Советская власть в деревне была установлена в феврале 1918года. В это же время в населённом пункте был создан сельский Совет, просуществовавший до августа 1924года.
        Колхоз в Малом Череватове был организован 11 февраля 1932года.
      На фронтах Великой Отечественной войны из Малого Череватова погиб 41 человек. Война серьёзно подорвала экономику деревни, хозяйство относилось к числу средних.
        В середине 1950года Мало – Череватовский колхоз объединился с Больше – Череватовским, передав укрупнённому хозяйству своё название – имени Ворошилова.

д. МАЁВКА

        С 7 по 12 января 1819 года в Нижнем Новгороде проходило дворянское собрание губернии. Оно среди прочих вопросов проводило выборы заседателей в земские и уездные суды. Среди избранных заседателем земского суда по Ардатовскому уезду колледжский регистратор князь Александр Дивеев.
      С большой долей вероятности, можно предположить, что князь Дивеев является владельцем земель Князь – Иванова (Маёвка), прямой потомок татарского мурзы /князя/ Дивея, получившего землю и царских рук в районе нынешнего Дивеева и Маёвки.
         Земли Дивея лежали в сторону нынешней Маёвки и вокруг неё. Наследником мурзы Дивея стал его сын Иван. По его имени и было названо селение, что ныне именуется Маёвкой. Время возникновения селения – половина 16 века.
        С годами род Дивея множился, хирел. Владения дробились. Ко времени отмены крепостного права /1861год/, земля и крестьяне деревни принадлежали семи помещиков. Потому после раскрепощения в Князь – Иванове стало семь сельских обществ.
      В 1983 году И.Ф. Попов открывает в Князь – Иванове железоделательный завод. Он располагается на левом берегу реки Вечкинза, рядом с местными залежами железной руды.
      В начале 1930 года в деревне создаётся колхоз, он получает название «Маяк».
       В 1940 году деревня Князь – Иваново переименовывается в деревню Маёвку.
     

     В годы Великой Отечественной войны на фронтах погибло 73 маёвских колхозника. Уроженец Маёвки Павел Яковлевич Козомазов удостоен звания Героя Советского Союза . 

 

 

 

 

д. ПОЛУПОЧИНКИ

                             

Деревню Полупочинки основали переселенцы из села Смирнова примерно два с половиной столетия назад. Рассказывают, что владелец смирновских крестьян кому-то проиграл часть своих крепостных в карты. Проигранные крепостные и оказались в числе переселенцев. Данный факт сомнений не вызывает. Подтверждением тому служит наличие в обоих населенных пунктах одинаковых фамилий. Кроме того, почти до последнего времени отдельные семьи из Смирнова роднились с крестьянами из Полупочинок. Это родство тянется из глубины веков.

    Населенный пункт находился в глуши, рос плохо. К шестидесятым годам XIX столетия в деревне насчитывалось всего 26 крестьянских дворов и 191 человек населения.
   Несколько слов о происхождении название деревни. На Руси мелкие, только что возникшие из нескольких дворов населенные пункты назывались починками. В «Толковом словаре» Владимира Даля поясняется, что слово «починок» означает почин, начало чего-либо, (начало или закладка новой пашни в лесу, заселенья – выселок, новоселок, выселки). Но вновь возникший населенный пункт, видимо, по своей малочисленности не подходил даже к названию «Починок», так и стал – Полупочинками.
    Борьба с дикой природой, борьба за существование воспитали у новоселов смелость, способность не бояться трудностей, отчаянность. Некоторые из поселенцев шли на крайние меры – занимались грабежом на дорогах редких прохожих и проезжих.
    В марте 1918 года на крестьянском сходе создается сельский Совет. К 1922 году Полупочинковский сельский Совет возглавил Иван Егорович Воробьев. Совет существовал до августа 1924 года.
   К середине 20-х годов в деревне насчитывалось 92 крестьянских хозяйств. В апреле 1931 года полупочинковцы организуют колхоз под названием «Бунтарь». На организационном собрании председателем избирается Александр Николаевич Липшев. Первым колхозным бухгалтером был Александр Иванович Шевлягин. К началу 1939 года в Полупочинковском колхозе состояло 127 крестьянских хозяйств, население 560 человек. К середине 1940 года 141 хозяйство. В середине тридцатых годов Полупочинковский колхоз переименовывается в колхоз имени С. М. Кирова.
   В годы Великой Отечественной войны 69 полупочинковских колхозников погибли в боях за Родину. Ратный подвиг всех фронтовиков отмечен высокими правительственными наградами – орденами и медалями.
  В последних числах июня 1950 года в состав Полупочинковского колхоза им. Кирова вливаются Покровский колхоз «Пробуждение» и Черноозерский колхоз «Красный партизан».В феврале 1960 года колхоз вливается в Вертьяновский колхоз «Октябрь». Далее в деревне находится отделение Дивеевского совхоза. Также здесь сформировалась тракторная бригада. Населенный пункт считается перспективным.
    На 1 января 1995г.,в деревне Полупочинки насчитывалось 118 хозяйств и 163 жителя.

п. КОВРЕЗ

   В далеком прошлом на месте нынешнего поселка Коврез проживала мордва. Главой рода у ее был Коврес /Кавреся, Коврез/. Позднее в этот далекий край стали прибывать русские поселенцы. Было это где – то во второй половине 16 века.
   Ближайшие округа поселка относились к Кадомскому уезду Шацкой провинции. «Кадом и Шацк – сегодня центры Рязанской области.
     К середине 17 века ковресскими землями и крестьянами владел коллежский асессор Разнотовский. По петровской Табели о рангах чин коллежского асессора соответствовал армейскому званию – майора.
   По народному преданию, сохранившемуся в округе, Коврес является по тем временам большим поселением и имело статус села. Здесь имелась церковь. Отдельные же старожилы говорят, что церквей было две.
     Село Коврес лежало на границе с Арзамасским уездом, или как тогда называли – провинцией. К моменту восстания крестьян под предводительством Емельяна Пугачева /1773-1775г.г./, кадомским воеводой был дворянин Зенбулатов.
      Судя по дальнейшим событиям, ковресским крестьянам, собственникам Разнотовского, приходилось терпеть невыносимые притеснения. Потому, когда до них дошла весть о восстании под предводительством Пугачева, они отказались исполнять барщину.
    22 апреля 1774 года, кадомский воевода Зенбулатов отписывает в Арзамасскую провинциальную канцелярию о том, что крестьяне села Коврес вышли из повеновения властям. Перед этим Шацкая провинциальная канцелярия предписала Кадомскому воеводе принять строжайшие меры по усмерению непокорных.
   Односторонних усилий Зенбулатова оказалось не достаточно, село лежало далеко от Кадома. Взбунтовавшихся Коврессцев поддерживало население округи, находяйся в ведении арзамасских властей. На это население власть Зенбулатова не распространялась.
     В послании Арзамасскому воеводе Зенбулатов просит, что бы местные арзамасские власти приняли меры к изоляции бунтовщиков. В случае выезда кого-либо из Ковреса, такового аристовывать и передавать карательным органам, не допускать въезда в село посторонних людей, всецело прекратить ввоз в мятежный населённый пунк продуктов.
     Со стороны Арзамасского воеводы соответствующие меры были приняты. Местные власти подпиской обязали крестьян сел : Череватова, Атемасова, Малого Череватова, Осиновки и Малых Панов. Предания гласят, что царские власти учинили над мятежниками жестокую расправу, село было сметено с лица земли.
      Населенный пункт в том качестве, в каком он был, не возродился. Долгие десятилетия здесь жизнь не теплилась. В более поздние времена, во всяком случае после Великой Отечественной войны, земли здешних мест были переданы совхозу «Вперед» /поселок Сатис/. Здесь организуется отделение совхоза, возрождается поселение. Поселок рос довольно быстро, за счет приезжего люда. Он вошел в состав Б.- Череватовского сельского Совета.

с. ЧЕЛАТЬМА

         Село Челатьма расположено в 13 км к западу от села Дивеева. Соединяется грунтовыми проселочными дорогами на юге с деревней Крутцы (2 км), на востоке с деревней Полупочинки ( 7 км), на востоке с деревней Владимировкой (2 км), на юго-западе с деревней Спасовкой (3 км). Окрестность села изрезана небольшими оврагами. В 2-3 км со всех сторон – сплошные смешанные леса.
           По преданию, село Челатьма основал выходец из соседней деревушки Крутцы крестьянин по прозванию Биток.Он поселился здесь, в краю лесных дебрей и маленьких лесных речушек, сначала один. Было это на рубеже XVIII – XIX веков. Потом рядом с ним возвели нехитрое жилье беглые крестьяне из деревни Размазлей, что ныне в Ардатовском районе.
        Земли вокруг лесного поселения были свободными, владельцев не имели. Рядом с новоселами находилось небольшое мордовское поселение. Соседи друг другу не мешали, жили в мире. Но местные лесные дороги были небезопасны. На них частенько пошаливали лихие люди. Особенно страдали одинокие путники. Боязно было проезжать и проходить по окрестностям поселения Битка. Отсюда и пошло первое название этого населенного пункта – деревня Боязня.
         Второе название пришло, скорее всего, из мордовского языка, на котором звучало как «елатома», «елатьма». Сторожилы рассказывают, что так называлась лесная речушка, рядом с которой поселился Биток. В русском произношении мордовское слово приобрело звучание «челатьма». Оба названия живы до сего времени: первое – в обиходной речи окрестных крестьян, второе – как среди местных жителей, так и в официальных документах.
       Крестьяне Челатьмы барщины не знали. Они, как и челатьменские земли, числились за уделом, за царской фамилией. Поселяне платили оброк, выполняли государственные повинности. В то же время окрестные лесные, сенокосные и пашенные угодья числились за владельцами: заводчиками Баташевыми, графами Блудовыми, помещиками Поликарповыми, Симанскими, Комаровскими.
С открытием Илевского чугуноплавительного завода челатьминцы нанимались возить руду с мест ее добычи (в районе Вертьянова, Ковреза) на завод, Некоторые решались на руботу в рудниках, добывали руду.
        К 1861 году в Челатьме насчитывалось 30 крестьянских дворов и 200 жителей, в том числе 96 человек мужского пола. 
         В конце XIX века недалеко от Челатьмы открылся Курихинский женский монастырь. Первые его строения были заложены в 1888 году. 2 сентября 1894 года состаялось освящение первого храма. Хлопоты по постройке монастыря вела местная землевладелица грвфиня Блудова. Монастырь пользовался в округеширокой известностью. 
        В 1894 году в деревни Челатьма возвели церковь в честь Иоанна Предтечи. Челатьма получила статус села. По воспоминаниям старожилов, строили храм плотники из села Смирнова под руководством малочереватовца Занина. В 1896 году в селе открылось земское начальное училище. Учительницей работала Ольга Васильевна Казанцева.
      До начала 1924 года село входило в состав Гарской волости Ардатовского уезда, потом – в состав укрупненной Вертьяновской, впоследствии Дивеевской волости. Советская власть в Челатьме была установлена в феврале 1918 года. В селе создали местный сельский Совет. 22 июля 1918 года в Челатьме состоялось собрание бедноты, на котором был избран комбед в составе:Василий Биткин – председатель, Федор Чернов, Степан Царьков.
      В 1926 году в селе организуется сельское потребительское общество – сельпо. В правление общества входили И.С.Филатов, Д.Т.Боткин, М.Г.Боткин. Общество в 1927 году имело две торговые точки – лавки в Челатьме и в поселке Луктос.
       В апреле 1931 года челатьминцы организовали колхоз «Красная звезда». Председателем колхоза был избран Степан Царьков. К концу 1930-х годов село становится крупным населенным пунктом – 142 крестьянских хозяйства, 617 жителей. Здесь были сельский Совет, почтовое отделение,магазин. С 1 сентября 1938 года работала семилетняя школа. 
     В годы Великой Отечественной войны из села Челатьма на фронт ушли около 120 человек. Погибло в боях, умерли от ран, в плену, пропали без вести 82 человека. Оставшиеся в живых вернулись домой с боевыми наградами. Самоотверженно трудились челатьминцы в тылу.
       Послевоенные годы были для колхоза села довольно трудными. В 1950 году в челатьминский колхоз влились колхозы Крутцов, Владимировки, Спасовки, поселка Привольный, Объединенное хозяйство получило название – имени С.М. Буденного. В 1960 году челатьминский колхоз прекратил функционирование как самостоятельная хозяйственная структура и стал отделением вертьяновского колхозу «Октябрь». В 1965 году вертьяновский колхоз был преобразован в совхоз, центральная усадьба которого разместилась в селе Дивеево. На 1 янворя 1995 года в Челатьме имелось 36 хозяйств и 67 жителей.

д. ВЛАДИМИРОВКА

         В 18-19 веках помещики Поликарповы имели в Ардатовском уезде 6747 десятин земельных угодий, в основном в лесу. Земли их находились при деревнях : Тоторшево, Обход, Малое Череватово, в окрестностях Челатьмы при речке Мокшанке. Сторожилы рассказывают, что где – то в 19 веке на речку Мокшанку Поликапповы переселили несколько семей своих крепостных, главным образом из Малого Череватово. Поселение получило название Мокшанка. Через некоторое время по повелению помещика деревушка передвигается, смыгает, вдоль речки Мокшанки на другое, лучшее по природным условиям место, на котором она находится сейчас. После этого деревня получает название – Смыги.
    Относительно третьего, современного названия деревни - Владимировка - среди жителей бытует несколько мнений. По одному из них, деревня была названа по наименованию находившейся неподалёку небольшой станции Владимировки на узкоколейной железной дороге, которая строилась в конце 19 века и должна была связать Ялевский железоделательный завод с Большечереватовским. Однако такое объяснение не согласуется с тем фактом, что еще в документах десятой ревизии 1857-1859 годов деревня именовалась Владимировкой. Другое предание говорит, что деревню назвали по имени какого-то из её владельцев. Но ,скорее всего, название своё деревня получила в честь церковного праздника Сретения Владимирской иконы Божией Матери, который православная церковь отмечает трижды в году – 3 июня, 6 июля и 8 сентября по новому стилю.
         Ко времени отмены крепостного права – 1861 год – в деревне насчитывалось 26 крестьянских дворов с населением 141 человек. Раскрепощали Владимировских крестьян Поликарповы. 
Деревня росла медленно. Жители её занимались земледелием, лесным промыслом, отходничеством. Населенный пункт входил в состав Гарской волости. В 1894году в соседнем селе Челатьма была построена церковь, Владимировка вошла в приход нового храма.
    В 1912 году в деревне открылось земское училище. Обучались в нем крестьянские дети из Владимировки и из соседней спасовки.
          В 1918 году в деревне установили советскую власть. Был создан сельский Совет.
     1 мая 1931 года во Владимировке был организован колхоз, получивший название – имени В.М. Молотова.
      В годы Великой Отечественной войны почти 70 Владимировцев ушли на фронт, погибли в боях 28 человек.
      В последнии годы Владимировский колхоз был экономически – слабым хозяйством. В 1950году он вошёл в состав челатьминского колхоза.
       Согласно обследованию 1992г., в деревне было 13 домов и 20 жителей. Владимировка стала усадьбой производственного назначения совхоза « Дивеевский».

д. СПАСОВКА

        Деревня Спасовка возникла в те же времена, что и деревня Владимировка. Помещики Поликарповы, владельцы окрестных земель, переселили сюда на речку Мокшанку несколько семей своих крепостных. Они то и положили начало поселению.
       Земледельцы, видимо, хотели освоить свои здешние лесные угодия, расчистить их и использовать под хлебопашество. Старожилы говорят, что первые крестьянские семьи были переселены на это место из Владимировки, имевшей ещё два названия Смыги - Мокшанка. Поэтому новую деревню вначале называли Малая Мокшанка.
           Через некоторое время у деревни появилось ещё одно название – Растапыровка. Местные жители объясняют это наименование тем, что при расширении поселения крестьяне селились кто где хотел, вразброс.
             Как возникло современное название деревни – Спасовка, остается не выясненным. Однако в документах середины 19 века, в ревизских сказках 1857 – 1859 годов, значится именно это название. В деревне, по данным той ревизии, числилось 18 дворов и 70 жителей.
             Советская власть установилась в Спасовке в начале 1918 года. В деревни создали комитет бедноты.
                 В апреле 1931 года, в Спасовке организовали колхоз «Правда».
                В начале 30-х годов в деревне была открыта школа. В годы Великой Отечественной войны на фронт из Спасовки ушли 40 человек, не вернулись с войны 23 человека.
             В 1950 году колхоз «Правда» объединился с Челатьменским хозяйством. В деревне в те годы имелся небольшой магазин, работала начальная школа.
       В 1960-х годах Спасовка вошла в состав крупного Вертьяновско- Дивеевского хозяйства. Укрупнение повлекло за собой резкое сокращение населения небольшой деревушки. Основная масса жителей переселилась в Дивеево.
     В ноябре 1992года в деревне постоянно проживали два человека – ветеран Великой Отечественной войны Иван Петрович Пузанов и его жена Нина Ивановна. Они одни хранили память обо всем, что совершалось ушедшими в небытие поколениями спасовцев.

д. КРУТЦЫ

     Название деревни одноимённо с ручьём Крутец, берущим начало вблизи неё и впадающим в Илёвку. Деревень с названиями Крутцы (Крутец) насчитывается 15 в Нижегородской области. Эти топонимы имеют два варианта истолкования: 1) по местонахождению у крутых склонов; 2) по занятию жителей, если они крутили верёвки («крутцы» — верёвочные лапти) .
        В 1859 году деревня числилась по удельному ведомству (т.е. доходы с неё шли в императорскую семью), жителей было 317 (больше, чем в Челатьме). В 1916 году в деревне действовало земское училище, которое посещали 42 ученика. В 1933 году в деревне был организован колхоз – им. Второй Пятилетки. В 1950 году крутцовский колхоз включили в состав челатьминского. В 1960 году укрупнение постигло местных жителей ещё раз: всех включили в вертьяновский колхоз «Октябрь», а с 1965 года в Дивеевский совхоз . В результате этих преобразований деревня вымерла, в 1995 году в ней числилось два жителя.

с. КРЕМЁНКИ

       По склонам глинистых пологих оврагов, выходящих с полей к пересохшему руслу речушки Вечкинзы, раскинулось село Кремёнки. Возникло оно в незапамятные времена на месте мордовской деревни Кужендеево, сожженной в дни подавления пугачевского восстания. Нередко и сейчас при вспашке на усадьбах можно увидеть золу, смешанную с битым кирпичом, обломки обуглившихся стен, полумутневшие стекляшки нехитрых мордовских бус, двурогие вилы.
   Екатерининский граф Меллин, чинивший расправу над взбунтовавшейся мордвой, был крайне удивлен железным упортсвом жителей деревни. Окруженные царскими войсками, они не хотели сдаваться на милость победителей и, забрикадировавшись в деревянных избах, сжигали себя.
«Это не люди, а кремни», писал граф в своем донесении Михельсону. С этого дня несколько уцелевших землянок и домиков во всех сводках и донесениях стали именоваться Кремёнками. То ли от бодрящего лесного воздуха, то ли от воды студеных овражных ключей. Появлялись на белый свет в селе здоровые, кремневого склада люди- высокие, плечистые, с гордой осанкой.
                                                          
История села Кремёнки.

     В документах десятой ревизии (1857-1859 годы) село Кремёнки относится к мордовским поселениям. Поименная перепись произведена в 1718-1719гг. Она стала называться первой ревизией. В исследованиях А. Тарасова « Саровская твердыня» указывается, что весной 1239 года в пойме реки Мокша в районе нынешнего села Пурдышки / Мордовская республика/ разыгралась кровавая сеча между татарскими и мордовскими войсками. Победа осталась за татарами. Затем татары углубились в непроходимые места и стали громить оставшиеся селения кирдяновской мордвы. Так татары постепенно дошли до речки Кременка и устроили кровавое побоище. Таким образом, документы подтверждают, что уже в 1923 году на месте села имелись мордовские поселения. Одно из них располагалось на речке Кременка, недалеко от её впадения в речку Шеклейку /или Кардеман/ последняя впадает в р. Вичкинзу. 
      Вокруг Кременковских поселений мордвы стлались дремучие леса. Километрах в 5-ти от них протекала река Сатис ( с монгол. «Сатыш»-торговая река). В неё впадала река «Арга» в Саров. «Арга» в переводе с татарского «тыл», задняя сторона Сарова. Слово Саров, а точнее «Сарёв»-слово мордовское, означает « высокий, царственный город». А.Тарасов утверждает, что с давних времен нынешний Саров и его окрестности заселяли татары. Их население ограничивалось линией Кременки-Кошелиха-Арга-Филиповка-Жегалово-Темников-Таржок (на Мокше)- Нарышкино- Илев. На этой линии уже проживала мордва за ней тоже.
     Кременки тяготели и состояли в подчинении Кадомской провинциальной канцелярии. Позднее Кадомский уезд стал частью Тамбовской губернии. В 1799 году Кременки вошли в состав Ардатовского уезда Нижегородской губернии (декабрь). К этому времени это уже было хорошо сложившееся поселение. Население в основном русские крестьяне, во 2-ой половине XVII века, то есть за столетие до вхождение Кременок в состав Ардатовского уезда, селом владел стольник ( царский придворный) Андрей Замятин. Весной 1670 года в России вспыхнуло крестьянское восстание на огромной территории империи. Предводительствовал восставшими Степан Разин. Восстание охватило многие административные подразделения государства, в том числе и наши края: Нижегородский, Арзамасский и Кадомский уезды. 19 сентября 1670 года под натиском восставших пал Саранск. Вскоре разинский есаул Андрей Осипов с отрядом 500 человек прибывает в Кременки. Село становится центром восставших. К отряду примыкают кременковские крестьяне и крестьяне окрестных селений. Кременки лежали на большом тракте Тамбов, Кадам-Темникова-Арзамас. Именно по этой дороге князь Юрий Долгорукий- Арзамасский воевода- должен был двинуть регулярные войска на подавление восстания под Темникорвым и Кадомом. Но воеводв Юрий Долгорукий опередил повстанцев, он раньше отправил повстанце под Кременки команду солдат, под водительсвом думского дворянина Федора Леонтьева. 9 октября под Кременками произошла кровавая битва восставших с царскими войсками Повстанцы потерпели поражение. По преданию, которое передается из поколения в поколение, в Кременках и в окрестных селениях, участники битвы захоронены недалеко от села в районе речки (а ныне оврага Никлейки). До наших дней на месте захоронения,как говорится в предании, высится насыпной холм. 
        Поскольку селение лежало на важном историческом тракте Арзамас-Тамбов, то его значение было немалым. Поселение росло быстро. 
           В 1754 году в Кременках строится деревянная церковь и они получают статус села. Деревянная церковь была воздвигнута во имя правоверховных Апостолов Петра и Павла. Была она трехпрестольной. В 1880 году вместо деревянной церкви в селе возводится каменная.
К началуXIX Кременками владели Дмитрий Татищев (улицы Новая Деревня, Бобыльская, Уличная) и выксунские заводчики Баташовы. Первый владелец- Дмитрий Павлович Татищев оставил заматный след в российской истории. Он был видным государственным деятелем, являлся членом Государственно совета. Видную роль в экономической жизни России и в местной истории занимали и Баташовы. Они в нашей округе построили ряд железодеятельных заводов, вложив немалую долю в наращивание промышленного потенциала государства.
         К середине 50-х годов XIX столетия в селе насчитывалось 221 крестьянский двор, население 1533 человека. В том числе 702 мужчины. К середине 60-х годов Кремеки являлись центром волости. В её состав входили три населенных пункта: Кременки-Рузаново-Балыково. По данным Пестова М.П. составившего к 1969 году описание Ардатовского уезда Нижегородской губернии, в Кременковской волости насчитывалось 251 крестьянский двор, имелось 55 келий, жилых изб-313.
В 1871 году в Кременках открывается земское училище для обучения крестьянских детей всей волости. В 1877 году училище окончило 8 учащихся. К 1885 году в селе имелось два учебных заведения- земское и церковно-приходское училище. В первом во всех трех классах обучалось 40 детей, во втором училище- 30 учащихся. В 1900 году кременковское земское училище окончило 4 человека. На 1901 год в училище училось 70 детей.из них пять девочек..
        В начале нынешнего века пробила себе путь частная торговля, в 1905 году торговлю вел Григорий Гогин и Аксинья Гогина. 26 января 1918 года Кременковский волостный сход крестьян, упразднил волостную управу и вместо неё создал волостный совет. Председателем совета избирается Спиридон Павлович Домин, заместителем- Сергей Васильевич Блюденов, секретарем- Иван Андреевич Бугорков. Первый уездный съезд рабочих, содатских и крестьянских депутатов проходил в Ардатове 4-5 января 1918 г. Он объявил, что власть в уезде перешла в руки совета. Второй уездный съезд советов проходил в Ардатове 28-29 января 1918 г. В его задачу входило формирование новых органов власти, обсуждались продовольственный и аграрный вопросы. В середине 1918 года на территории волости создаются комбеды. В Кременках создается вололстный комитет бедноты и два сельских. В 1918 г. в состав Кременкоской волости входили: Кременки, Рузаново, Балыково, Дурновка и Рузановский поселок. В апреле 1924 года ВЦИК утвердил, новое волостное деление Нижегородской губернии. Еже раньше, в апреле 1923 года было утверждено новое уездное деление. Число уездов в губернии ч 18 сократилось до 12, число волостей с 269 до 113. В это время был ликвидирован Ардатовский уезд. Его территория вошла в состав Арзамаского уезда. Территория Кременковской волости, вошла в состав Глуховской волости. В Кременках остался сельсовет, который был создан в феврале 1918. В середине 1929 года в Нижегородской ( области) губернии и волости ликвидируются. Вместо них создаются районы с делением на сельские советы. Кременки вошли в состав Глуховского р-на. В августе 1931 года центром района становится Дивеево, а район получает название Дивеевский. В него вошли и Кременки. 10 февраля 1930 года несколько крестьянских хозяств с ул. Уличная организовывают колхоз им. МОЛОТОВА. Позднее создается в селе еще одно «артель- новая деревня». 12 декабря 1937 года состоялись первые выборы в Верховный Совет СССР. А летом 1938 г. село постигло стихицное бедствие: в Кременках произошел большой пожар. В огне погибло более 100 домов, много хазяйственных построек, имущество, жители, скот. Государство погорельцам оказало большую помощь в строительстве домов, в приобретении имущества и т.д.
          В годы Великой Отечественной войны из Кременок ушло на фронт почти 600 человек. Погибло в боях с немецко- фашистскими захватчиками 215 кременковцев. Рядовой кохозник из Кременок Тимофей Жижинов дошел до Берлина. Участвовал в героическом переходе через хинганский хребет в период войны с Японией. За боевые подвиги ветеран удостоен ордена Ленина, Красного Знамение, медалей. В годы войны колхоз им. Молотова разукрепнился. Из него выделился колхоз с названием « Красный воин». 26 июля 1950 Кременковские колхозы, Рузановский и Маховой объединяются в одно хозяйство. Во всех колзов до укрепнения, экономика была слабой. Более крепким был колхоз в п. Моховом. Экономический подъем хозяйства начался с 1954 г. В конце этого же года из Кременковского колхоза им. Молотова, выделяется Рузановский колхоз- « Красный луч». Второе объединение Рузановского колхоза произошло в декабре 1958 г. Объединенный Кременковский колхоз был назван « Новы мир». 5 января 1955 г. колхозники доверили возглавить хозяйство Александру Алексеевичу Сырову. Новый председатель повел хозяйство на укрепление очень уверенно. При новом председателе стало расти урожайность. В мае 1963г. Кременковский колхоз вошел в состав совхоза «Вперед» В Кременках на базе колхоза создается совхозное отделение. Управляющим стал АА Сыров, впоследствии Сыров долго работал зам. Директора совхоза.
                      Сведения об изменениях в административном делении.
     Кременковский сельский совет был создан в феврале 1918 г. В 1924 году в его состав вошли Рузаново и Балыково. 
      В соотсетствии с указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 июня 1954 г. в состав Кременковского сельского совета вливаются населенные пункты: Большие Лихачи, Малые Лихачи, село Павлово, село Смолино отходит к Глуховскому сельскому совету.
В декабре 1958 населенные пункты бывшего Большого Лихачевского совета входят в состав Пузинского колхоза (позднее Суворовского). Вскоре они из состава кременковского сельского совета передаются в Глуховский сельский совет. До 1779 г. с. Кременки относились к Кадомскому уезду, бывшей Тамбовской, а потом Рязанской губерний. Ныне пос. Кадом-районный центр Рязанской области.
        С декабря 1979 по 1924 Кременки входили в состав Ардатовского уезда Нижегородской губернии. С 1924 года по июль 1929 село входило в состав Арзамасского уезда.
     В июле 1928 г. создается Глуховский р-н / уезды ликвидируются/. Село вошло в его состав. С августа 1931 г. р-н переименовывается в Дивеевский, поскольку его центром становится с. Дивеево. 
       С января 1963 по январь 1965гг. территория Дтвеевского района вхлдила в состав Ардатовского района. С января 1965 район восстановлен вновь. До 1971 года в состав Кременковского сельсовета входили 3 населенных пункта: Кременки, Рузаново, пос. Моховой. В 1971 году пос. Моховой прекратил свое существование. В состав сельского совета осталось 2 населенных пункта: Кременки, Рузаново.
                                                                      
 Источник «Явленнный»

       Источник находится примерно в километре от села Кремёнки. В 1970 году 9 сентября в этих местах произошла кровопролитная битва между царским войском и крестьянами из войска Степана Разина. Накануне этого сражения в предзакатную пору вода в источнике покраснела и в ней проявился лик Божией Матери, которая оплакивала погибших. После сражения не хватало воды в колодцах обмыть тела убиенных. С тех пор источник получил своё название « Явленный».
        Называют его еще и Серафимовским, потому что однажды в летнюю пору возвращались местные крестьянки с сенокоса, и явился им здесь преподобный Батюшка. И он сказал, что Пресвятая Богородица, прежде чем пройти по Канавке, водой этого источника умывает Свое лицо. В 1903 году через с. Кременки проезжал царский поезд на открытие мощей преподобного Серафима Саровского. Местные жители торжественно встретили Государя и поднесли в деревянном ковше воды с источника. Напившись, царь Николай II сказал, что прежде такой воды не пивал. И попросил жителей проводить его до источника. Здесь он подарил в серебряном окладе икону Серафима Саровского. Жители рассказывали, как в советские времена вывозили мощи преподобного Серафима Саровского из Сарова. Четыре одинаковых тройки разъехались из бывшего мужского монастыря на четыре стороны. Когда одна из этих троек въехав на взгорок поравнялась с Явленным источником, колокол Кременковской церкви сам по себе ударил в набат. И люди припадая на колени возле дороги, со слезами провожали серый гробик с мощами преподобного Серафима Саровского.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

    В селе Кременки восстановлен храм Нижегородской епархии- церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Он был открыт в 1377 году. Белокаменный храм издалека напоминает дивного лебедя, готового взмыть в небо. Это своего рода храм на крови, поскольку он стоит на кургане, обильно политом кровью воинов и ратников. Их останки и поныне находят при раскопках. 
      В 1377 году дружины и полки русичей громили татар в неприступной крепости Сараклыч. В октябре 1670 года здесь не на жизнь, а на смерть схватились в кровопролитном сражении вольница Степана Разина и царское войско. Вода в роднике, как гласит легенда, обагрилась кровью, в ней отразился лик Богородицы. Взор её истекал слезами. То был знак: Мать Божия Заступница оплакивала тех, кому суждено было погибнуть в этой братоубийственной схватке. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Кременках закрыли в 1937 году на праздник Покрова. Многие уникальные храмовые ценности и святыни были утеряны навсегда. Храм вновь открыли в день Вербного воскресенья в 1946 году. В то время, когда Дивеевский монастырь был закрыт, а на святые источники не пускали под угрозой ареста, в Кремёнки носили крестить детей из ближайших сёл. Местная церковь стала духовным центром Дивеевско
й земли.

д. РУЗАНОВО

      Деревня Рузаново лежит на левом берегу речушки Шаклей. Через речушку, пересекая единственную улицу деревни, проходит асфальтированная дорога, которая соединяет с. Кременки с трассой Дивеево-Сатис. По правую сторону дороги, если ехать из Кременок, метрах в двухстах от нее, у речки находится известный в округн подземный ключ, посещаемый богомольцами.
      В середине 19 века деревня принадлежала крупным русским землевладельцам Татищевым, которые владели также и частью с. Кременки. В 1859 году в Рузанове стоял 41 крестьянский двор, проживало 374 человека. При раскрепощентт в надел крестьянского общества деревни от Татищевых перешло 729 десятин земельных угодий.
       Рузаново входило в состав Кременковской волости, относилось к приходу церкви в Кременках.
Земля в окрестностях деревни малоплодородная, урожаи давала скудные. Поэтому у рузановских крестьян так же, как и у кременковцев, и до и особенно после крепостного права важным подспорьем был лесной промысел.
      Перед Октяборьской революцией в деревне работало земское начальное училище, которое ежегодно посещали около 40 крестьянских детей.
       В феврале 1918 года в Рузанове был создан сельский Совет, который функционировал до 1924 года. Затем Совет был ликвидирован, и деревня вошла в состав Кременковского сельского Совета.
В мае 1918 года рузановский крестьянин Иван Степанович Шеманухин был введен в совет Кременковского лесничества. Летом 1918 года в деревне организовали комитет бедноты, членами которого стали Петр Голубев, Иван Тенигин, Иван Яшин.
         Колхоз в Рузанове образовали в октябре 1933 года. Назвали его- имени 15-летия ВЛКСМ. К началу 1939 года в колхозе состояло 140 крстьянских хозяйств с населением 601 человек. С фронтов Великой Отечественной войны не вернулись 56 жителей деревни.
       В 1950 году рузановский колхоз объединился с кременковским. С конца 1954 года рузановцы вновь выделились в отдельное хозяйство, получившие название «Красный луч». Но в 1958 году произошло повторное объединение двух соседних колхозов.
      В 1963 году Рузаново вошло в состав Кременковского отделения сатисского совхоза «Вперед». С тех времен началось угасание деревни.
    По данным обследования 1978 г., в деревни Рузаново насчитывалось 75 хозяйств и 192 жителя. Деревня являлась вспомогательным поселком совхоза «Вперед». Жилой фонд состоял из 88 домов. Жители брали воду из колодцев, пользовались баллонным газом. Работали клуб, продмаг. Хлеб привозили из г. Арзамас-16. Ближайшие аптека и больница располагались в с. Дивееве, фельдшерско-акушерский пункт, детские ясли и сад, восмилетняя школа, магазины пром-и зохтоваров в с. Кременки. Населенный пункт классифицировался как неперспективный.
   Согласно обследованию 1992 г., в деревне было 40 хозяйств и 64 жителя, из которых 10 трудоспособных. Рузаново осталось вспомогательным поселком совхоза «Вперед». Специализацией деревниявлялось растениеводство. Жилой фонд составляли 40 домов, в основном 1918-1945 гг. посторойки; 25 домов заселялись сезонно. Жители пользовались баллонным газом, в 20 домах имелся водопровод, воду брали также из водопроводных колонок. Соцкультбыт остался на уровне 1978г. 
     Сообщение с областным и районным центрами, с управлением совхоза осуществлялось автобусами.
    На территории деревни установлен обелиск в память о воинах, погибших в Великой Отечественной войне.
       На январь 1995 года в деревне числился 41 двор так же, как и в 1859 году, но жителей было 64 человека-пости в шесть раз меньше, чем в середине 19 века. В нстоящее время в Рузанове живут в основном люди в основном пенсионного возраста.

д. ОСИНОВКА


       Осиновка – небольшое русское поселение – возникла на крутом берегу речушки вблизи села Дивеева. К 1860 году в деревне насчитывалось 39 крестьянских дворов. Население 405 человек. Крестьяне ютились в своих домишках большими семьями.
      Осиновцы жили бедно. Земли и леса вокруг поселения принадлежали князьям Шахаевым. Их огромный дом стоял на берегу реки, окруженный липовым парком. Барщину крестьяне отбывали у Шахаевых.
          В 1905 году уездный статистик докладывал очередному земскому собранию, что уезд находится в тяжелом экономическом состоянии. Население растет, наделы земли уменьшаются. Крестьяне снимают низкие урожаи. В ряде населенных пунктов большинство крестьянских семей покупают хлеб на рынке с началы зимы. В частности в бокладе статистика указывается, что к 1905 году в Осиновке насчитывалось 85 крестьянских дворов. 30 семей с половины зимы покупали хлеб на рынке.
      Последний отпрыск князей Шахаевых страдал неизлечимым психическим заболеванием. При нем имение пришло в упадок. В 1898 году в доме Шахаевых открывается Осиновский фельдшерский участок. С 1 октября 1912 года на его базе открывается Осиновская участковая больница. Ее содержало Ардатовское уездное земство на свои средства. Осиновский врачебный участок обслуживал огромную окрагу, десятки населенных пунктов. Участок состоит из волостей: Илевской, Нарышкинской, Вертьяновской, Череватовской и части Гарской, Кременовской и Ивановской волостей. Дальние населенные пункты располагались от больницы на расстоянии не менее тридцати километров. Так что при бездорожье добраться до нее было нелегко. Да инее в каждой крестьянской семье имелась лошадь. За первые три месяца существования услугами Осиновской больницы пользовались 203 больных. За первую половину 1913 года акушерская помощь В Осиновской Больнице была оказана 26 роженицам.
     В 1910 году в Осиновке открывается земское училище. К 1914 году училище располагалось в наемном помещении. В 1913 – 1916 году в Осиновке учебный год начали 41 ученик. В течении зимы школу оставили 12 детей.
     В марте 1918 года на сельском сходе создается Осиновский сельский Совет. К 1922 году его возглавлял П. А. Ерунов. В январе 1928 года в Осиновке организовался колхоз под названием «Борьба». Страстным инициатором коллективизации в деревне и первым председателем вновь созданного колхоза стал участник гражданской войны Михаил Ильич Малышев. К началу 1939 года в Осиновском колхозе состояло 122 крестьянских хозяйств. Население 547 человек. В годы Великой Отечественной войны 68 осиновских колхозников погибли на фронтах.
     В середине 1650 года Осиновский колхоз объединяется с Яковлевским. На начало 1978 года в деревне проживало 403 человека. Населенный пункт считается неперспективным

с. ЯКОВЛЕВКА

       Небольшие поселения мордвы встречались на всем протяжении речушки Вичкинзы. Имелось оно и здесь, в крутой излучине, куда входили глубокие лесные овраги. А лес слался кругом – дремучий, непроходимый. Здесь, рядом с мордовским поселением и обосновались два брата – Яков и Левка.
       Соседство с мордвой их вполне устраивало: не так страшно в этой лесной глуши. Широкая же речная пойма давала возможность заняться хлебопашеством. Удобно для возделывания зерновых культур, участков в пойме достаточно.
      На первых порах русские поселенцы , что жили по Вичкинзе, так и стали называть это место: « А это там, где живут Яков и Левка!» Позднее, возможно еще при жизни братьев, название укоротили – Яковлевка. И приемлемей, и удобней.
   Русское поселение Яковлевка соседствовало с мордвой довольно продолжительное время, и в архивных письменных источниках даже середины ХІХ века населенный пункт числится мордовским. Трудно предположить, что к этому времени в Яковлекве проживала мордва. Скорей всего, деревня называлась мордовской просто по привычке, как говорят, по инерции.
     Сказанное выше переложено с народного предания, что дошло до наших дней. История возникновения села, имена его основателей передаются в населенном пункте из поколения в поколение. Вполне понятно, что в это древнее время никто не вел учета русским поселенцам, что проникали в этот дикий край, кто вступал в единоборство с дикой природой, отвоевывая у нее клочок за клочком пригодной для земледелия поймы реки или участков в лесу.
      Ориентировочно, Яковлевка возникла где-то в конце ХVІІ столетия. Но ориентировочно, не достоверно. Вывод об этом сделать можно по тому факту, что даже к середине ХІХ века населенный пункт оставался небольшим – 59 крестьянских дворов. Население 525 человек.
     Приведенные две цифры говорят о том, что в какой скученности жили яковлевцы – 8 – 9 человек в семье, это в среднем.
       Пахотные земли не отличались большим плодородием. А вот лесные угодья, что бесконечно тянулись к горизонту, разжигали аппетит у многих. Сами крестьяне имели нищие наделы. Зато владения Мотовиловых, Лашкиных, Ашениных, Нейгардтов исчислялись сотнями и тысячами десятин как леса, так сенокосов и пашни.
       Не преминул воспользоваться яковлевскими землями и Серафимо – Дивеевский женский монастырь. Он тоже имел жалованные и приобретенные кусочки во многих населенных пунктах, в том числе и в Яковлевке.
     1 октября 1900 году в Яковлевке открывается земское училище, в нем обучается 49 детей. Училище располагается в собственном здании.
      В 1904 году в Яковлевке открывается вновь выстроенная церковь. Населенный пункт получает статус села.
       Помещики, лесопромышленники, монастырь с церковью до предела стеснили крестьян, крестьянская надельная земля была обрезана со всех сторон. Естественно, среди простого сельского населения годами зрело и копилось недовольство. Поэтом у как только до села дошла весть о событиях в Петербурге 25 октября 1917 года, так яковлевцы стихийно организовались на погром имений.
       В Феврале 1918 года делегаты яковлевских крестьян на волостном сходе единогласно высказались за упразднение волостной управы и создание волостного Совета Крестьянских депутатов. А вскоре в селе организовался сельский Совет. К 1922 году сельским Советом руководил Андрей Иванович Вилков. 
       Весной 1919 года в Яковлевке, как и во всем Ардатовском уезде, проходил передел земли. Все угодья нетрудового элемента вошли в крестьянский надельный фонд.
       В феврале 1918 года на базе имения Нейгардтов создается сельскохозяйственная коммуна. Уездные земельные органы закрепляют за ней 150,67 десятины земельных угодий, в том числе 130,82 десятины пашни.
       К 1925 году в селе нсчитывалось 141 крестьянское хозяйство. Население 793 человека. В августе 1924 укрупняется Яковлевский сельский Совет. В его состав вошли: Село Явовлевка, деревня Балыково, поселки – Орешки, Полевой, Цыгановка, Сатис.
      В феврале месяце 1930 года в Яковлевке создается колхоз. На организационном собрании колхоз был назван именем Наркомзема – Народного Комиссариата Земледелия СССР. В числе организаторов колхоза были Федор Иванович Коюбаев и Яков Васильевич Макарцов. Первым председателем был Федор Иванович Коюбаев. К началу 1939 года в колхозе им. Наркомзема состояло 165 крестьянских хозяйств. Население 571 человек.
    В годы Великой Отечественной войны десятки яковлевских колхозников сражались с врагом на фронтах. В боях с фашистскими захватчиками погибло 62 человека. Самоотверженно трудились яковлевцы и в тылу. Они прилагали все силы к тому, чтобы бесперебойно обеспечивать фронт продовольствием.
    Последствия войны серьезно сказались на экономике Яковлевского колхоза им. Наркомзема. В середине 1950 года Яковлевский колхоз укрупняется. В него вливаются колхозы Осиновский («Борьба») и Балыковский («Красная Звезда»). В феврале 1960 года Яковлевский колхоз вливается в состав Вертьяновского колхоза «Самолет». После укрупнения переименован в колхоз «Октябрь».
      После организации на базе колхоза «Октябрь» Дивеевского совхоза, Яковлевка – центр отделения. Здесь имеется тракторная бригада, довольно крупная ферма. Совхоз организован в августе 1965 года. Село считается перспективным населенным пунктом. На начало 1978 года в нем проживало 300 человек.